Занятие 1. Иллюстрация как форма композиции, и ее основы
- Рассматриваем историю иллюстрации, ее развитие как вид искусства.
- Рассматриваем примеры эстетической и практической значимости иллюстрации в современном дизайне.
- Виды иллюстраций и их компоновка в формате проекта.
- Создание эскизов: формообразование, композиционная гармония и равновесие – определение основных элементов в формате листа.
Практическое задание: Начало работы над проектом – книгой. Создание эскизов иллюстраций для выбранного литературного произведения.
Занятие 2. Художественный образ и цвет
- Рассматриваем метод создания художественного образа произведения через единство цветовой палитры.
- Подбираем цветовую гамму для будущего проекта-книги: передача настроения и идеи книги и конкретной иллюстрации через правильно подобранные цвета и контрасты.
- Реализуем первый эскиз на практике: создаем иллюстрацию через технику живого рисунка с помощью линии и штриховки.
- Работаем с техниками графического рисунка.
- Учимся использовать графические материалы (цветные карандаши, маркеры/фломастеры, ручки).
Практическое задание: Создание первой иллюстрации выбранного литературного произведения в технике графического рисунка.
Занятия 3-4. Детализация образа в иллюстрации
- Рассматриваем методы создания художественного образа произведения с помощью приемов стилизации: намеренного упрощения форм/пятен и усложнения контура/линии.
- Изучаем способы стилизации работы с контуром, обводкой и деталями силуэтов. Реализуем выбранный эскиз на практике.
- Рассматриваем степень детализации иллюстраций: зависимость детализации изображений от толщины линий и массы пятен.
- Расставляем акценты в иллюстрации с помощью детализации.
- Работаем с комбинированной техникой: графика с акварельной заливкой. Изучаем техники тушевки, штриховки, заливки/отмывки и др. примеры использования материалов в иллюстрации.
- Учимся использовать графические материалы (цветные карандаши, маркеры/фломастеры, ручки, пастель) в сочетании с акварелью.
Практическое задание: Создание второй иллюстрации выбранного литературного произведения в технике комбинированного рисунка: графика и акварель.
Заняние 5. Объем в иллюстрации
- Знакомимся с понятием объема в композиции.
- Изучаем схемы построения светотени на основе простых форм.
- Рассматриваем методы создания художественного образа произведения с помощью света и цвета.
- Применяем тональные и цветовые контрасты света и тени, зависимость цвета от типов освещенности для создания атмосферы и настроения в иллюстрации.
- Работаем с живописными техниками: заливкой, мазками, смешением цветов и др.
- Учимся использовать живописные материалы (акварель/гуашь).
Практическое задание: Создание третьей иллюстрации выбранного литературного произведения в живописной технике.
Заняние 6-7. Пространство в иллюстрации
- Знакомимся с понятиями «точка зрения», «плановость» и «пространство».
- Рассматриваем базовые схемы построения перспективы, строим пространство.
- Изучаем художественные методы передачи глубины пространства и перспективы в изображении.
- Реализуем эскиз с элементами построения перспективы и передачей глубины изображения через цвет.
- Работаем с комбинированной техникой: графика/живопись на цветном фоне. Фон – как цвет рисунка.
- Учимся использовать графические (цветные карандаши, пастель) или живописные (гуашь) материалы в сочетании контрастным цветным фоном.
Практическое задание: Создание четвертой иллюстрации выбранного литературного произведения в технике комбинированного рисунка: графика/живопись на цветном фоне.
Заняние 8. Декоративность в иллюстрации
- Знакомимся с понятием декоративного рисунка, терминами «орнамент», «паттерн», «декоративные элементы».
- Используем материалы и художественные техники, фактуры для создания иллюстрации и передачи характера произведение через декоративность.
- Применяем цвета как «колера», создаем ограниченное цветовое решение композиции из общей цветовой палитры литературного произведения.
- Работаем с декоративной техникой: разбираем и экспериментируем с фактурными техниками: создаем новые фактуры с помощью кистей, губок, отпечатков, мазков, набрызга, элементов аппликации и т.д.
- Учимся использовать графические (цветные карандаши, маркеры/фломастеры, пастель) и живописные (гуашь/акварель) материалы вместе в сочетании с другими инструментами, которые могут создавать фактуры.
Практическое задание: Создание пятой иллюстрации выбранного литературного произведения в технике декоративного рисунка: графика/живопись на фактурном фоне.
Заняние 9. Стилизация в иллюстрации
- Рассматриваем методы создания художественного образа произведения с помощью приемов стилизации: искажения форм и размеров.
- Изучаем иллюстрации, в основе которых лежит пятно, цвет и минимум контура. Учимся компоновать между собой разные по контрастности и фактурности материалы.
- Учимся видеть, создавать и стилизовать силуэты для создания эффектных иллюстраций.
- Работаем в технике аппликации: графика с цветной бумагой/журналами (рваная, отчерченная, бумажная мозаика и другие виды аппликаций).
- Учимся использовать графические материалы (цветные карандаши, маркеры/фломастеры) в сочетании аппликацией.
Практическое задание: Создание шестой иллюстрации выбранного литературного произведения в технике аппликации: графика и аппликация.
Заняние 10. Пластика в иллюстрации
- Говорим о творчестве, воображении и многообразии художественных техник и сочетаний.
- Изучаем способы создания своей фактурной и цветной бумаги.
- Применяем нестандартную компоновку иллюстрации.
- Рассматриваем примеры бумажной книжной пластики, анализируем способы создания и применения объемных иллюстраций.
- Работаем с комбинированной техникой: живопись и аппликация.
- Учимся использовать живописные (гуашь/акварель) материалы в сочетании с аппликацией (цветная бумага/журналы/фактурная бумага и т.д.).
Практическое задание: Создание седьмой иллюстрации выбранного литературного произведения в комбинированной технике: живопись и аппликация.
Заняние 11-12. Иллюстрация-Обложка
- Знакомимся с понятиями «верстка», рассматриваем классические схемы композиций обложек: учимся сочетать иллюстрацию с текстом.
- Знакомимся с историей шрифта, рассматриваем связь развития шрифтов и иллюстраций в срезах исторических периодов.
- Изучаем виды шрифтов. Говорим о соответствии шрифта идее и теме художественного произведения.
- Подбираем подходящий шрифт для выбранного художественного произведения.
- Реализуем эскиз обложки в свободном материале – на выбор учащегося, на основе рассмотренных техник и изученных знаний.
- Завершаем проект книги.
Практическое задание: Создание иллюстрации-обложки выбранного литературного произведения в свободной технике. Завершение и защита проекта.