+7 (812) 703-02-02 info@hse.spbstu.ru

Семестр 3. Практикум по программированию на языке Python

C 9 класса | 12 занятий | Очно или онлайн

Длительность курса: 78 ак. часов (12 занятий по 4 ак. часа + 30 часов домашней работы)

О чём курс

В ходе обучения программированию школьник неизбежно вступает в фазу, когда синтаксис языка освоен, навыки решения стандартных технических задач выработаны, но при столкновении с задачей нестандартной, с неочевидным алгоритмом возникают трудности. Причина — нехватка практики, опыта программирования.

Поскольку даже ученик с высокой мотивацией вряд ли будет охотно решать однотипные задачи для отработки конкретных технических приёмов, задачный контент курса предельно многообразен и в значительной степени вариативен. Это даёт каждому ученику возможность роста, а преподавателю позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, подбирая дополнительные задания, соответствующие уровню и интересам учащегося, позволяющие как развить сильные стороны, так и ликвидировать уязвимости.

Основная проблема реализации практических курсов для программистов – обеспечение проверки выполненных заданий. В данном курсе она решается следующим образом: лишь часть заданий поверяется преподавателем вручную, остальные задания либо сводятся к нахождению средствами программирования ответа на математическую, экономическую или социальную задачу при конкретных входных данных (как это делается сейчас на ЕГЭ), либо размещаются на контестере — олимпиадном портале, где проверяются автоматически.

Цель курса: выработка навыков алгоритмизации, планирования структуры данных, тестирования и отладки программы через практику программирования.

Чему научим

В результате освоения программы обучающиеся будут:

знать:

  • основные этапы разработки программного продукта;
  • понятие вычислительной сложности алгоритма;
  • критерии качества программы в зависимости от её назначения;

уметь:

  • анализировать условие задачи, формализовать его, выделяя входные и выходные данные и описывая связь между ними;
  • оценивать сложность задачи, применимость для её решения стандартные алгоритмы;
  • рационально использовать структурированные данные, эффективно применять методы работы с ними;
  • писать рациональный и удобочитаемый программный код;
  • тестировать программу, подготавливая наборы тестовых значений;
  • пользоваться ресурсами сети Интернет для самостоятельного освоения структур данных и функций Python;
  • использовать встроенные функции из подключаемых модулей и разрабатывать собственные функции;

владеть:

  • прочными навыками решения задач по программированию школьного уровня и базовыми навыками работы на олимпиадных порталах.

Занятие 1

Техника разработки программы: от задачи к данным

  • Типы задач в программировании.
  • Обзор типов заданий по программированию в курсе: разработка кода, удовлетворяющего заданным требованиям; получение ответа с помощью написанной программы; сдача задачи на олимпиадном портале (контестере).
  • Повторение: типы данных в Python.

Занятие 2

Техника разработки программы: от данных к алгоритму

  • Повторение: входные, выходные, промежуточные данные задачи.

Занятие 3

Техника разработки программы: от алгоритма к коду

  • Повторение: структуризация текста программы в Python.

Занятие 4

Техника разработки программы: от кода к результату

  • Повторение: техника отладки программы.

Занятие 5

Структурированные данные в Python

  • Простые и структурированные данные.
  • Повторение: кортежи, списки, словари.
  • Целесообразность хранения данны в памяти.
  • Примеры рационального применения структурированных данных.

Занятие 6

Списки и строки, основные действия с ними

  • Строка и список.
  • Срезы.
  • Методы списков и строк.
  • Список списков.
  • Получение последовательности строк и списка из файла.

Занятие 7

Оценка сложности задачи

  • Понятие вычислительной сложности алгоритма.
  • Лайфхаки авторов задач.

Занятие 8

Организация перебора значений

  • Значение перебора в программировании.
  • Типы и методы перебора.
  • Перебор комбинаций значений.
  • Динамическое программирование: идея, примеры.

Занятие 9

Функции и их использование

  • Повторение: понятие функции, классификация функций.
  • Целесооразность создания функции.
  • Примеры использования встроенных и пользовательских функций.

Занятие 10

Критерии качества программы

  • Вариативность критериев качества программы в зависимости от ситуации.
  • Критерии качества для пре реализации проектов и в олимпиадном программировании.
  • Особенности разработки системного программного обеспечения, прикладных программ, программ, управляющих оборудованием.

Занятие 11

Подготовка курсового проекта

  • Требования к проекту и к его презентации.

Занятие 12

Итоговое занятие

  • Защита курсового проекта

Стоимость

24 500 ₽

Социальные скидки для многодетных и других категорий семей.
Скидки по акциям.
Можно оформить налоговый вычет по расходам на обучение - 13%.

Как поступить

Для тех, кто еще не учится в АИШ:

  • Вступительное тестирование

Для уже обучающихся в АИШ:

  • Семестр 2. Структурное программирование на языке Python – промежуточная аттестация не менее 50 баллов или итоговая оценка не ниже «удовлетворительно»
  • Классическое программирование на языке Python – промежуточная аттестация не менее 50 баллов или итоговая оценка не ниже «удовлетворительно»
Тест № АИШ-322 Вступительный тест для поступления на курс "Семестр 3. Практикум по программированию на языке Python" и "Разработка игр на Python"

Для успешного прохождения данного теста необходимы следующие знания и навыки:

  1. Типы данных в Python. Выбор типа для конкретных данных.
  2. Ввод, вывод, присваивание, арифметические и логические операции.
  3. Реализация стандартны алгоритмических конструкций (ветвление, цикл).
  4. Структурированные данные, использование списков.
  5. Создание программы, решающей конкретную задачу из области численных алгоритмов или манипуляций со строками.
  6. Создание функции, соответствующей заданным требованиям.

По результатам выполнения практического задания необходимо набрать 50 или более баллов

Для сдачи данного теста предоставляется только 1 попытка

Как записаться на занятия

Академия информатики для школьников в цифрах

20 лет

успешной работы
в Политехническом университете Петра Великого

10

направлений обучения

83

учебные программы

2 800

школьников
проходят обучение
ежегодно

151

выпускник АИШ
в 2023 году поступил
в Политехнический университет

4

учебные площадки

36

компьютерных классов