+7 (812) 703-02-02 info@hse.spbstu.ru

Космические технологии (годовая программа)

C 5 класса | 28 занятий | Очно

Длительность курса: 84 ак. часа (28 занятий по 2 ак. часа + 28 часов домашней работы)

О чём курс

Занятия на курсе начинаются 1 раз в год - в сентябре. Набор открывается в середине мая.

Годовая программа «Космические технологии» ориентирована на учащихся (5 – 7) классов.

Цель программы – популяризация знаний о космонавтике; получение реальных навыков работы в компьютерном симуляторе космического моделирования; подготовка проектов в области космического моделирования для участия в тематических конкурсах, конференциях, включая подготовку публикаций; профориентация и формирование готовности молодежи к выбору профессий космической отрасли. Актуальность и необходимость программы по космическому моделированию вызвана стремительно увеличивающейся потребностью в молодых специалистах в космической отрасли.

В 2019 году Министерство просвещения России внесло на рассмотрение проект постановления Правительства, направленного на модернизацию системы образования на период до 2024 года в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Предложено внедрять компьютерные игры, тренажеры (аппаратно-программные и аудиовизуальные средства), а также мобильные приложения в качестве средств обучения в школах и колледжах.

Программа «Космические технологии» в качестве платформы для реализации использует компьютерный симулятор космического моделирования Kerbal Space Program компании Squad, отличающийся подлинным реализмом, уникальностью игровой механики и физики, глубиной возможностей для творчества, увлекательностью, выразительностью графики и качественным звуком. На сайте Cyber.Sports.ru платформа Kerbal Space Program, на которой организованы занятия по программе «Космические технологии», стоит на 1 месте среди 5 видеоигр для людей с очень высоким IQ!

В ходе обучения школьники знакомятся с основами ракетостроения, историей освоения космоса, учатся ориентироваться в вопросах ракетостроения, выбирать нужную форму космических кораблей, изучают принципы строительства лунной базы, запуска ракет в дальний космос, полета к другим планетам, построения орбиты, получив, тем самым, импульс для дальнейшего самосовершенствования.

Проектно-ориентированный принцип организации занятий позволяет в современном стремительно меняющемся мире формировать у обучающихся такие новые качества личности, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Именно на это ориентирована проектная деятельность в выбранной предметной области.
Учащиеся освоят основы проектной деятельности, научатся генерировать идеи собственных проектов, составлять план проекта и алгоритм его реализации, ознакомятся с правилами подачи заявок на конкурс/конференцию, научатся готовить необходимые документы и презентации. И все это будет сделано на материале выполнения собственного проекта по космическому моделированию, этапы реализации которого включают моделирование аппаратов и ракетоносителей, построение орбиты, моделирование полета, выполнение разных видов деятельности на орбите и в пункте назначения.

Работа над проектом направлена на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся, и позволит максимально раскрыть творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы в решении практических задач, публично показать результаты проекта. Разработанный проект включает найденный способ решения проблемы, носит практический характер, имеет прикладное значение и, что очень важно, интересен и значим для самих открывателей космических технологий.

Занятия строятся в форме «командной работы»: компактные теоретические блоки чередуются с обсуждениями, выполнением практических заданий на компьютере и последовательным выполнением всех этапов работы над проектом, подготовкой презентаций и, по желанию, документов для участия в конкурсах/конференциях.

Проверкой результатов обучения является демонстрация выполненных проектов в конце занятий.

Программа является годовой: занятия по программе начинаются в сентябре и заканчиваются в мае.

Чему научим

В результате обучения учащиеся получат знания и умения в следующих областях:

Принципы ракетостроения:

  • Моделирование автономного выводимого космического корабля.
  • Использование парашютов.
  • Расстановка маневровых двигателей.
  • Использование горизонтальных разделителей.
  • Правильное строение ступеней ракеты.
  • Использование вертикальных разделителей.
  • Использование ускорителей.
  • Использование стабилизаторов.

Запуск в космос:

  • Активация систем стабилизации ракеты.
  • Регулировка тяги двигателей.
  • Отслеживание температуры корпуса ракеты.

Построение стационарной орбиты:

  • Маневрирование ракеты.
  • Отслеживание траектории полета.
  • Выбор курса и высоты орбиты.
  • Изменение траектории полёта с помощью системы стабилизации.

Возвращение пилотируемой капсулы:

  • Подготовка к входу в атмосферу.
  • Проход плотных слоёв атмосферы.
  • Применение парашютов для торможения и безопасного спуска.

Стыковка в космосе:

  • Безопасное сближение космических кораблей.
  • Особенности манёвров космических кораблей.
  • Скорость безопасной стыковки.

Строительство орбитальной космической станции:

  • Проектирование орбитальной космической станции.
  • Формирование модулей станции для последовательного вывода на орбиту.
  • Запуск первого модуля с формированием орбиты.
  • Запуск остальных модулей со стыковкой.
  • Начало работы станции.

Полёт к Луне:

  • Моделирование спутника для изучения Луны.
  • Моделирование ракетоносителя.
  • Вывод в космос.
  • Полёт к Луне.
  • Формирование орбиты вокруг Луны.
  • Начало работы спутника.

Принципы строительства лунной базы:

  • Строительство набора космических кораблей для доставки всех модулей базы на Луну.
  • Выбор оптимального момента запуска ракет на Луну.
  • Правила построения лунной орбиты.
  • Выбор места для строительства базы.
  • Правила посадки на Луну.
  • Доставка работников лунной базы.
  • Работа базы.

Запуск в дальний космос:

  • Выбор ракеты.
  • Выбор типа двигателей.
  • Отслеживание траектории полёта ракеты.

Полёт к другой планете:

  • Маневрирование ракеты.
  • Отслеживание траектории полета.
  • Выбор курса и высоты орбиты.
  • Изменение траектории полёта с помощью системы стабилизации.

Возвращение пилотируемой капсулы:

  • Построение обратной траектории.
  • Подготовка к входу в атмосферу.
  • Проход плотных слоёв атмосферы.
  • Применение парашютов для торможения и безопасного спуска.

Использование возвращаемых ракет:

  • Моделирование ракеты.
  • Обеспечение ракеты выдвижными опорами.
  • Отработка принципа возвращения ракеты из космоса.
  • Отработка мягкой посадки.

Строительство космического самолёта:

  • Проектирование конструкции самолета.
  • Выбор двигателей.
  • Освоение принципа вывода самолета в космос.
  • Построение орбиты.
  • Возврат на планету.

Основы проектной деятельности:

  • Процесс создания научных проектов.
  • Этапы работы над проектом.
  • Алгоритм реализации проекта.
  • Организационные вопросы.

Генерация идеи и содержания научного проекта в области космического моделирования:

  • Особенности и возможности новых версий Kerbal Space Program.
  • Анализ предложенных тем проектов, предварительная проверка их реализуемости на платформе Kerbal Space Program.
  • Анализ тем инициативных проектов, предварительная проверка их реализуемости на платформе Kerbal Space Program.
  • Обоснование выбора тем проектов, принимаемых к разработке.
  • Поиск и анализ информации по похожим проектам для выяснения их уровня и ошибок предшественников.

Разработка плана реализации проекта, изучение правил подачи заявок на конкурс/конференцию:

  • Формулировка цели и основного содержания проекта.
  • Выделение основных этапов работы над проектом: подготовительный этап (определение необходимых модулей), основной этап (реализация проекта: моделирование космических аппаратов и ракетоносителей), заключительный этап (подготовка презентаций и демонстрация результатов проектов).
  • Знакомство с правилами подачи заявок на конкурс/конференцию и правилами их оформления.

Выполнение подготовительного этапа реализации проекта:

  • Определение необходимых для реализации проекта космических и вспомогательных аппаратов.
  • Определение типа ракетоносителей.
  •  Ознакомление с видео-гайдами Kerbal Space Program.

Моделирование аппаратов и ракетоносителей:

  • Разработка состава модулей и их моделирование.
  • Проведение предполетной проверки.
  • Выбор топливных баков.
  • Выбор требуемых двигателей.
  • Определение необходимого количества ступеней ракетоносителя.
  • Построение модели ракетоносителя.

Моделирование полета:

  • Построение орбиты.
  • Вывод аппарата на заданную орбиту или доставка в заданную точку.
  • Создание спутников связи.
  • Активация и проверка работоспособности всех аппаратов или модулей станции.
  • Моделирование перелетов аппарата(ов) в заданную точку.
  • Проверка и корректировка траектории полета.

Начало деятельности в пункте назначения:

  • Начало выполнения исследований/проведения буровых работ/других видов деятельности (в зависимости от темы реализуемого проекта).
  • Демонстрация работоспособности созданных в рамках проекта объектов.

Подготовка описания проекта, презентации, демонстрации результатов проекта:

  • Знакомство с технологиями 3D-печати, изготовление 3D-моделей отдельных модулей для демонстрации.
  • Подготовка аннотации, описания проекта и других необходимых документов для подачи заявки на конкурс/конференцию и другие мероприятия.
  • Подготовка презентации по проектам и текстов сопроводительных выступлений.

Занятие 1

Основы освоения космоса

  • Ознакомление с составом годовой образовательной программы.
  • Презентация программы Kerbal Space Program.
  • Демонстрация работ, выполненных выпускниками в предыдущие годы.
  • Просмотр нескольких видеороликов.
  • Первый вход в программу, создание своего профиля.
  • Творческая работа по созданию ракеты, способной выйти в космос (под наблюдением преподавателя).

Занятие 2

Построение стационарной орбиты спутника

  • Основы использования программы Kerbal Space Program на примере тестовой ракеты
  • Основы выведения искусственного спутника на стационарную орбиту.
  • Особенности построения орбиты.
  • Практическая работа по выводу спутника на орбиту.

Занятие 3

Пилотируемый полёт (отправка в космос пилотируемого аппарата)

  • Особенности построения пилотируемых кораблей, безопасное возвращение на планету.
  • Практическая работа по моделированию пилотируемого корабля.
  • Выполнение полёта с мягкой посадкой.

Занятие 4

Знакомство с научным оборудованием и моделирование научного спутника

  • Назначение научного оборудования.
  • Практическая работа по моделированию и выведению на орбиты научных спутников.
  • Демонстрация выполнения созданными спутниками научных исследований.

Занятие 5

Моделирование и работа пилотируемых научных кораблей

  • Основные принципы работы учёного во время полёта.
  • Практическая работа по моделированию малого пилотируемого научного корабля.
  • Промежуточная проверка – демонстрация работы учёного с оборудованием корабля на стационарной орбите.
  • Демонстрация успешного возвращения учёного в центр.
  • Требования к составу моделируемого корабля: двухместная спускаемая капсула, способная совершить посадку на планете, малый научный комплекс, антенна связи, электроснабжение.

Занятие 6

Моделирование космической лаборатории

  • Особенности моделирования больших летательных аппаратов.
  • Практическая работа по моделированию и выводу большого научного космического корабля на стационарную орбиту.
  • Демонстрация работоспособного корабля на стационарной орбите.
  • Требования к составу моделируемого корабля: лаборатория на 2-х учёных, 3-х местная (2 ученых и пилот) спускаемая капсула (с парашютами), солнечные панели, система связи, маневровые двигатели с топливом, небольшой маршевый двигатель для схода с орбиты.

Занятие 7

Орбитальные космические станции. Стыковка в космосе.

  • Назначение и состав орбитальной космической станции.
  • Демонстрация фото/видео о строительстве МКС.
  • Демонстрация стыковки в космосе двух малых беспилотных аппаратов.
  • Практическая работа по отработке космической стыковки.
  • Домашнее задание: отработка стыковок в космосе, подготовка предложений по конструкции своей космической станции.

Занятие 8

Проектирование моделируемой орбитальной станции

  • Моделирование модулей станции для вывода в космос.
  • Моделирование ракетоносителей для каждого модуля.
  • Вывод первых 2 модулей на стационарную орбиту.
  • Проведение стыковки выведенных модулей.

Занятие 9

Моделирование создания орбитальной космической станции

  • Практическая работа по осуществлению последовательного вывода в космос и стыковки модулей станции.
  • Демонстрация смоделированных станций.

Занятие 10

Моделирование создания орбитальной космической станции (продолжение работы)

  • Практическая работа по осуществлению последовательного вывода в космос и стыковки модулей станции.
  • Демонстрация смоделированных станций.

Занятие 11

Доставка экипажа на станцию

  • Моделирование аппарата для доставки экипажа на станцию.
  • Запуск смоделированного аппарата в космос, стыковка со станцией.
  • Перемещение экипажа на свои рабочие места.
  • Демонстрация успешного завершения перемещения экипажа на станцию.
  • Обсуждение хода работ по проектам для объяснения возникших сложностей, демонстрации успехов.
  • Домашнее задание: продолжение работы по проекту.

Занятие 12

Работа на станции

  • Проведение экипажем работ на станции.
  • Завершение работ на станции, перемещение экипажа в спускаемый аппарат и возвращение на планету.
  • Запуск второго аппарата с новым экипажем.
  • Проверки: выполнение работ на станциях, факт ухода экипажа со станции, возвращение его в центр.
  • Дополнительно: формирование новой команды, запуск ракеты с новой командой, стыковка, перемещение команды на станцию.

Занятие 13

Выбор проекта для реализации

  • Обсуждение предложенных и инициативных тем проектов (краткое содержание проекта, актуальность и реализуемость):
    • модели лунной орбитальной станции,
    • полет космических кораблей к соседней планете для проведения ее исследований,
    • реконструкция исторических космических полетов,
    • инициативные темы (предлагаются обучающимися).
  • Выбор наиболее интересных и реализуемых тем проектов (с учетом умений и возможностей).
  • Утверждение тем проектов, принимаемых к разработке.
  • Домашнее задание: поиск и анализ информации по похожим проектам для выяснения их уровня и ошибок предшественников; предварительное определение целей и примерного содержания проекта.

Занятие 14

Подведение промежуточных итогов

  • Обсуждение всех выполненных работ за это время.
  • Обсуждение планов по занятиям следующего полугодия.
  • Демонстрация индивидуальных результатов.

(Назанятие допускаются родители)

Занятие 15

Краткий обзор материала, пройденного на начальном курсе по космическому моделированию

  • Анализ и обсуждение работ, выполненных на начальном курсе.

Моделирование беспилотного исследовательского аппарата, способного осуществить перелет на Луну

  • Построение орбиты для полета к Луне.
  • Моделирование беспилотного исследовательского аппарата
  • Демонстрация созданных спутников Луны.

Занятие 16

Первый полёт на Луну с посадкой

  • Создание ракеты для доставки на Луну спускаемого аппарата.
  • Моделирование спускаемого аппарата.
  • Отработка полёта с посадкой на Луну.

Занятие 17

Проектирование лунной базы

  • Определение вида и функционала лунной базы.
  • Разбиение базы на модули.
  • Проектирование ракетоносителя для каждого модуля.
  • Моделирование доставки первого модуля на Луну.
  • Подведение результатов участия в чтениях.

Занятие 18

Пилотируемый полёт (отправка в космос пилотируемого аппарата)

  • Особенности построения пилотируемых кораблей, способных совершить посадку на Луне.
  • Практическая работа по моделированию пилотируемого корабля.
  • Выполнение полёта с мягкой посадкой.

Занятие 19

Строительство лунной базы

  • Доставка на Луну дополнительных 3 – 4 модулей.
  • Соединение модулей (если предусмотрено).
  • Практическая работа по активации доставленных модулей.
  • Демонстрация выполнения на созданной базе запланированных работ.

Занятие 20

Завершение строительства лунной базы

  • Доставка оставшихся модулей.
  • Практическая работа по активацию всей базы.
  • Демонстрация возможностей полностью работоспособной лунной базы.

Занятие 21

Разработка плана работы по реализации проекта

  • Формулировка цели и основного содержания проекта.
  • Выделение основных этапов работы над проектом: подготовительный этап (определение необходимых модулей), основной этап (пошаговая реализация проекта: моделирование космических аппаратов и ракетоносителей), заключительный этап (подготовка презентаций и демонстрация результатов проектов).
  • Знакомство с правилами подачи заявок на конкурс/конференцию и правилами их оформления (тип и размер шрифта, выравнивание текста, отступ красной строки, межстрочный интервал, подрисуночные подписи, названия таблиц).
  • Демонстрация образца заявки на участие в конкурсе/конференции и др.
  • Домашнее задание: составить заявку на конкурс. Готовый результат можно прислать по почте или предъявить в начале следующего занятия.

Занятие 22

Вывод больших летательных аппаратов на дальнюю орбиту

  • Особенности моделирования летательных аппаратов для дальних орбит.
  • Практическая работа по моделированию и выводу большого космического корабля на стационарную орбиту.
  • Демонстрация работоспособного корабля на стационарной орбите.
  • Требования к составу оборудования моделируемого корабля: телескоп, солнечные панели, система связи.

Создание сети спутников дальней связи

  • Моделирование спутника дальней связи с ракетоносителем.
  • Практическая работа по запуску спутников.
  • Демонстрация возможностей сети спутников.

Занятие 23

Освоение межпланетных перелётов

  • Изучение материала по полётам к Марсу и Венере.
  • Изучение особенностей построения траекторий, трансфертных «окон».
  • Демонстрация видео о полётах к другим планетам в Kerbal Space Program.

Обсуждение присланных заявок

  • Анализ сильных и слабых сторон.
  • Работа над ошибками в заявках.
  • Домашнее задание: завершить составление заявок с внесенными изменениями, прислать результат по почте для отправки оценочным комиссиям конкурсов/интенсивов.

Занятие 24

Проектирование научного аппарата для изучения других планет

  • Моделирование научного аппарата для изучения других планет.
  • Моделирование ракетоносителя.
  • Практическая работа по выводу аппарата на межпланетную траекторию.

Занятие 25

Исследование планеты и возвращение домой

  • Практическая работа по построению орбиты вокруг планеты.
  • Демонстрация начала исследований.
  • Демонстрация завершения работ.
  • Практическая работа по отработке возвращения домой.

Занятие 26

Использование возвращаемых ракет

  • Изучение полётов Фальконе.
  • Строительство небольшой ракеты, способной выполнить обратный полет.
  • Практическая работа по отработке возврата ракеты на поверхность планеты.
  • Моделирование, строительство и отработка полётов для большой ракеты.

Заключительный этап проекта. Подготовка описания проекта, презентации, демонстрации результатов проекта

  • Обработка скриншотов для возможности использования в презентационных материалах по проекту.
  • Подготовка аннотации, описания проекта и других необходимых документов для подачи заявки на конкурс/конференцию и другие мероприятия.
  • Подготовка презентаций по проектам и текстов сопроводительных выступлений.
  • Домашнее задание: завершить подготовку необходимых документов и презентаций проекта.

Занятие 27

Освоение космического самолёта.

  • Проектирование конструкции космического самолёта.
  • Выбор двигателей космического самолёта.
  • Практическая работа по освоению принципа вывода космического самолёта в космос.
  • Практическая работа по построению орбиты.
  • Практическая работа по отработке возвращения на планету.

Занятие 28

Подведение итогов работы

  • Обсуждение всех полученных знаний за этот год.
  • Обсуждение презентаций проектов.
  • Обсуждение организационных моментов по участию в конкурсах/конференциях (даты, место проведения, как добраться).
  • Для участников летних конкурсов/конференций финальное обсуждение места проведения, дат, способов добраться, правил участия.

Стоимость

33 100 ₽

Социальные скидки для многодетных и других категорий семей.
Скидки по акциям.
Можно оформить налоговый вычет по расходам на обучение - 13%.

Как поступить

Для тех, кто еще не учится в АИШ:

  • Вступительное тестирование
Тест № АИШ-001 Основы компьютерной грамотности

Тест на владение практическими навыками работы в ОС MS Windows:

  • Проходной балл:
    • Для курсов Информатика, Начала алгоритмизации и программирования на C#, Начала алгоритмизации и программирования на языке Python и Основы HTML и CSS - 50 баллов
    • Для всех остальных - 40 баллов
  • Длительность: 60 минут
  • Количество попыток: 2

Необходимы знания и навыки для успешного прохождения тестирования:

  • Понятия файла
  • Понятие папки
  • Расширение файлов
  • Работа с файловой системой: копирование, удаление, перемещение, поиск, создание файлов и папок
  • Горячие клавиши
  • Работа с оконными приложениями
  • Работа с мышкой
  • Устройство и принцип работы компьютера
  • Операционная система: что это такое, цели и задачи

Как записаться на занятия

Академия информатики для школьников в цифрах

20 лет

успешной работы
в Политехническом университете Петра Великого

10

направлений обучения

83

учебные программы

2 800

школьников
проходят обучение
ежегодно

151

выпускник АИШ
в 2023 году поступил
в Политехнический университет

4

учебные площадки

36

компьютерных классов