Программа рисунка делится на две самостоятельные части. Первая часть обязательна для тех слушателей, которые ранее не имели подготовку по предмету «Рисунок» и им необходимо начинать с самих азов, то есть с аналитических построений.
- Первая часть способствует развитию у слушателя аналитического подхода не только в рисунке, но и в любой проектно-художественной работе. Поэтому эту первую и очень важную часть можно назвать «аналитической» или «графической». Здесь главным будет анализ во всем: анализ форм, пространства, соподчинение объектов и их частей и логическое воплощение анализируемого на листе бумаги.
- Вторая часть должна способствовать развитию эмоционально-чувственного начала, что не менее важно в работе дизайнера. Эту вторую часть можно назвать «живописной». Карандашная графика становится живописной без красок. Это рисунок, но рисунок живописный, так как по принципу выражения художником главного, чувственного, эмоционального начала близок живописи: в создании иллюзии воздушной среды, ощущения перспективы, в иллюзорности реального объема — и без погружения в глубокий анализ... Мы просто дадим волю чувствам.
Для дизайнера в его работе важно пользоваться одновременно обоими видами графики — «аналитической» и «живописной». Но на этапе обучения полезно разделять и выносить эти принципиальные различные графические системы в отдельные, самостоятельные части для лучшего понимания графических задач и способа их выполнения. Таким образом увеличивается эффективность нашего интенсивного курса.
Прежде всего для дизайнера важны навыки композиционного мышления. Для этого на занятиях по рисунку особое внимание уделяется компоновке объектов на листе бумаги. А практикумы способствуют развитию именно таких профессиональных качеств, ориентированных на глубокое проникновение не только в пространственную композицию, но и на внутреннюю композицию элементов самих объектов рисования, например античной скульптуры.
И еще для дизайнера в его работе неоценимо пространственное воображение и понимание конструкции и структуры объектов, попадающих в его поле зрения. Например, проектируя любую вещь, дизайнер должен учитывать взаимосвязь всех ее элементов друг с другом и с окружающим пространством. Для этого необходимо научиться анализировать закономерности разных конструкций окружающих предметов, и именно средствами графики проще всего этого добиться. Будущий дизайнер должен чувствовать форму, уметь организовать ее, интерпретировать и варьировать в соответствии с проектной задачей.
Основная цель заданий курса — научить именно этому: не только точно воспроизводить с натуры форму по всем правилам реалистического изображения, но и творчески преобразовывать ее, выявляя пластико-ритмические, формообразующие, декоративные и иные качества.
В курс рисунка включены практикумы на овладение различными техниками графики, так как будущему дизайнеру придется в процессе своей профессиональной деятельности решать задачи, связанные с выявлением свойств материала, изучением закономерностей пространственной перспективы, иллюзии глубины пространства, объема, воздуха, света, полутонов, рефлексов, бликов и т. д. Занятия также направлены на развитие конструктивно-пространственного и образно-пластического мышления, — им должен обладать любой профессионал дизайнер.
Главное в нашем курсе — научить студентов понимать структурную логику объектов, анализировать и свободно графически моделировать любую пространственную форму… И в конечном счете приобрести навыки свободного рисования.