Темы лекций
Тема 1
- Организационные моменты.
- Цель и назначение композиции как науки.
- Понятие и задачи композиции.
- Выразительные средства композиции.
- Тон.
- Структурные элементы композиции. Точка, линия, пятно.
- Форма (свойства, вес, изобразительные средства).
- Первый закон композиции: Цельность.
- Креативное мышление. Ассоциации. Стилизация.
Тема 2
- Второй закон композиции: Равновесие.
- Композиционный центр.
- Статическое и динамическое равновесие. Симметрия, ассиметрия.
- Динамика форм.
- Формат, его значение и свойства.
- Движение на плоскости.
- Принцип непрерывности.
- Принцип притяжения (гравитации).
- Принцип повторов.
- Принцип контрастов.
- Композиционные схемы.
- Золотое сечение.
- Понятие динамической симметрии.
Тема 3
- Третий закон композиции: Соподчинение.
- Понятие доминанты. Способы организации доминанты. Акцент.
- Подходы к организации взаимодействия элементов и пространства.
- Тоновая организация композиции.
- Оптические иллюзии.
- Модуль.
- Модульные сетки и их применение в дизайне.
- Примеры построения композиций на заданные темы.
Тема 4
- Определение, понятия, термины раздела «цветоведение».
- Физика цвета и физиология цветовосприятия.
- Субъективные и объективные свойства цвета.
- Характеристики цвета.
- Цветовая гармония.
- Цветовой круг.
- Семь типов цвет контрастов.
- Системы представлений о цвете.
- Система Иттена. Система Альберса. Школа Матюшина.
Тема 5
- Особенности работы с цветом.
- Шесть цветовых сочетаний.
- Ахроматические цвета.
- Пропорции цвета.
- Применение цвета в дизайне.
- Особенности восприятия цвета. Эмоциональный аспект работы с цветом.
- Особенности цветовых систем.
- Воздействие окружающей среды на восприятие цвета.
- Цвет и форма.
- Рекомендации по цветовому проектированию.
Практические занятия
Тема 1
Композиционный разбор и анализ произведений дизайнеров и художников.
Работа с первичными графическими элементами: пятно. Работа с тоном. Геометризация.
Практическое задание №1. «Оптимизация и поиск пятна» (см. состав подачи). Исполнение и анализ.
Д.З. Доработка практического задания № 1.
Тема2
Композиционный разбор и анализ произведений дизайнеров и художников.
Работа с первичными графическими элементами: точка, линия. Работа с тоном. Наработка навыков анализа динамического взаимодействия графических элементов и иллюстрирования внутренней динамики понятия заданными графическими средствами. Взаимодействие группы элементов с форматом.
Практическое задание №2. «Точка и линия.» (см. состав подачи). Исполнение и анализ.
Д.З. Доработка практического задания №2.
Тема 3
Композиционный разбор и анализ произведений дизайнеров и художников.
Работа с выразительными средствами композиции: контраст. Работа с тоном. Развитие креативного мышления противопоставлением динамических свойств заданного понятия свойствам среды. Поиск визуального решения ограниченным набором композиционных средств и графических элементов. Динамическое и статическое равновесие. Организация движения. Определение геометрического, оптического и сюжетного центра композиции.
Практическое задание №2. «Объект и общность» (см. состав подачи). Исполнение и анализ.
Д.З. Доработка практического задания №3.
Тема 4
Композиционный разбор и анализ произведений дизайнеров и художников.
Анализ практической работы на тему «Объект и общность». Исправление ошибок.
Работа с выразительными средствами композиции: тон. Работа с первичными графическими элементами. Работа с тоном. Понятие текстуры. Организация доминанты средствами тона. Стилизация. Работа с графическими ассоциациями. Организация последовательного восприятия изображения.
Практическое задание №3. Разработка 3-х композиций ограниченными изобразительными средствами на заданную тему, «Стилизация» (см. состав подачи).
Д.З. Разработка практического задания №4.
Тема 5
Композиционный разбор и анализ произведений дизайнеров и художников.
Анализ практической работы на тему «Стилизация». Исправление ошибок.
Работа с выразительными средствами композиции: пропорциональность, масштаб. Организация формата всеми доступными группами графических элементов с целью достижения динамических трансформаций пространства листа. Работа с тоном. Анализ внутренней динамики и соподчинения сложных форм.
Практическое задание №5. Создание композиции на заданную тему «Пространство» (см. состав подачи).
Д.З. Завершить практическое задание №3 и 4 с учётов внесённых изменений. Доработка практического задания №5.
Тема 6
Анализ практической работы на тему «Пространство». Исправление ошибок.
Работа с выразительными средствами композиции: ритм. Модуль. Создание элемента «модуль» с заданными характеристиками для организации композиции на свободную тему в самостоятельно выбранном формате. Практическое задание №6.
Тема 7
7 типах контрастов по Иттену.
Колористический разбор работ ведущих дизайнеров.
Практическое задание №1: поиск контрастных цветовых гармоний по мотивам заданных понятий.
Д.З. Создание серии контрастных цветовых композиций в ограниченной палитре на заданную тему. Выработка концепции для экзаменационного композиционного задания.
Тема 8
6 основных цветовых сочетаний по Альберсу.
Колористический разбор работ ведущих дизайнеров.
Практическое задание №2: выполнение композиции на закрепление знаний по теме.
Д.З. Создание цветового впечатления по мотивам произведения искусств. Формирование смысловых контрастов и динамики образов для экзаменационного задания.
Тема 9
Колористический разбор работ ведущих дизайнеров.
Практика на применение функциональных знаний о влияние цвета на композицию. Создание стилизованного портрета (работа с фотоматериалом) в стиле «поп-арт» в рамках ограниченной палитры. Разбор и защита колористического решения.
Обсуждение и стилистическое оформление подачи к экзамену под руководством преподавателя.
Д.З. Создание цветового впечатления по мотивам произведения искусств. Предварительное формирование композиционного задания для организации подачи.
Тема 10
Колористический разбор работ ведущих дизайнеров.
Обсуждение сложности совмещения разных цветовых систем при ведении комплексного дизайн-проекта. Применение цвета в дизайне среды. Организация композиционной доминанты средствами цвета. Создание композиции в жанре «декоративный натюрморт» по представлению.
Последняя практика является предэкзаменационной, каждый учащийся под руководством преподавателя завершает работу над экзаменационной работой и подачей, внося необходимые коррективы.