Общая информация
АИШ 10 лет Бронирование О программе Схема обучения Программа обучения Стоимость обучения Преподаватели Новости и успехи Дни открытых дверей Работы слушателей О филиале АИШ Летняя школа
Обучающимся
Расписание занятий Списки групп и оценки Поиск школьника
Внеучебная жизнь
Олимпиады Политех-квест КРОСС И3 Курс для родителей Small Basic - клуб Битва роботов
Обратная связь
Форум Как нас найти Контакты

Дни открытых дверей Академии информатики для школьников —

Занятия начинаются на неделе с 22 января 2018г. Расписание... Для тех кто уже обучается: Самостоятельно забронировать место в группе
Печать

Семестр 2. Структурное программирование

( Структурное программирование на VB.NET )

Продолжительность обучения: 28 ак.ч. лекции очно + 28 ак.ч. практики очно + 22 ак.ч. самостоятельно
График обучения: 78 академических часов

Преподаватели

Аннотация

Слово «Структура» наводит на мысли о чём-то большом, но упорядоченном, состоящем из чётко выделенных и взаимодействующих друг с другом частей. Структурное программирование – классический стиль программирования, при котором алгоритм рассматривается как система алгоритмических структур (последовательных действий, ветвлений, циклов), вкладывающихся друг в друга. Через этот этап проходят все будущие программисты. Они учатся видеть в условии задачи путь к её решению, планировать структуру программы и структуру данных, овладевают синтаксисом выбранного языка программирования.

На этом курсе, как и на предваряющем его курсе «Начала алгоритмизации и программирования», рабочим языком является Visual Basic NET – язык с простым синтаксисом, удобной средой программирования, дающий школьнику возможность быстро и легко реализовывать свои алгоритмические идеи и при этом позволяющий в дальнейшем создавать вполне профессиональные прикладные программы.

Цель курса – выработка прочных навыков «школьного» программирования: умение программировать циклы различных видов, работать с массивами и со строками, использовать стандартные подпрограммы. Материал семестра охватывает раздел «Алгоритмизация и программирование» программы ЕГЭ по информатике, но, однако, не предполагает целенаправленной подготовки к сдаче теста.

Структурное программирование для кого-то послужит трамплином для взлёта к олимпиадным задачам, кто-то предпочтёт методично осваивать работу над программным проектом и компьютерной моделью, создавая программы, ориентированные прежде всего на пользователя.

Знания и умения, полученные в результате обучения

Знания и представления:

  • Программа как совокупность алгоритмических структур.
  • Процесс создания программы.
  • Циклы, их типы и программная реализация.
  • Простые и структурированные данные.
  • Понятие массива, качественное отличие массива от совокупности переменных.
  • Взаимосвязь между массивами и циклами.
  • Строки, связь между строками и массивами.
  • Подпрограммы, их вызов, передача данных.
  • Стандартные подпрограммы в языках программирования.
  • Компьютерное моделирование с применением случайных чисел.

Умения и навыки:

  • Разработка алгоритма решения задачи в терминах стандартных алгоритмических конструкций.
  • Программная реализация алгоритма, сформулированного в виде блок-схемы, на псевдокоде, словесно.
  • Создание консольных приложений в среде программирования Visual Studio.
  • Уверенное владение основными операторами VB (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) с данными различных типов.
  • Применение стандартных подпрограмм (математических, строковых и т.п.).
  • Эффективная работа со справочной системой.

Требования к начальному уровню знаний

  1. Вступительное тестирование (Вступительный тест №ВПТ-531).
  2. Возрастное ограничение: с 8 класса школы.

Для успешной сдачи теста №ВПТ-531 необходимо обладать следующими знаниями:

  1. Знания курса математики за 7 классов общеобразовательной школы.
  2. Понятие о системах счисления, умение осуществлять перевод чисел из одной системы в другую.
  3. Общие принципы организации и работы ЭВМ.
  4. Понятия алгоритма и программы. Способы записи алгоритмов. Исполнение алгоритма с помощью таблицы значений.
  5. Умение создавать линейные и разветвлённые алгоритмы и программы (предпочтительно на Visual Basic).

По результатам выполнения практического задания необходимо набрать не менее 65 баллов. Для сдачи данного теста предоставляется только одна попытка.

Программа курса

Занятие 1

Введение

  • Структурное программирование – школа настоящего программиста.
  • Повторение: алгоритмы, их свойства, формы записи. Упражнения на чтение и исполнение алгоритмов.
  • Повторение: среда программирования Visual Studio, структура программы, операторы ввода, вывода, присваивания, ветвлений.
  • Входная проверочная работа (исполнение алгоритмов).

Занятие 2

От задачи к программе

  • Процесс решения задачи с помощью разработки программы.
  • Процессор как исполнитель алгоритма, компиляция и интерпретация. Типы данных, их внутреннее представление в памяти компьютера.
  • Упражнения: разработка программ для решения практических задач.
  • Проверочная работа – реализация линейных и разветвлённых алгоритмов.

Занятие 3

Циклы в алгоритмах и в программах

  • Повторение: циклы, их типы по числу повторений. Значение циклов в практическом программировании.
  • Упражнения на распознавание циклических алгоритмов, исполнение алгоритмов с циклами.
  • Программирование циклов с предусловием и с постусловием на VB.

Занятие 4

Программирование циклов на VB

  • Циклы с параметром, их программирование на VB и особенности их работы.
  • Классические циклические алгоритмы (накопление, подсчёт, выбор максимального).
  • Вложенные циклы.
  • Циклы и математика. Решение задач с помощью программ, использующих циклы.
  • Проверочный тест на распознание типа цикла.

Занятие 5

Массивы данных и циклы

  • Повторение: типы данных в VB.
  • Простые и структурированные данные. Массив: понятие, объявление, инициализация, типичные операции с массивами.
  • Связь массивов и циклов с параметром. Размер массива, функция Ubound.
  • Проверочная работа по теме «Циклы».

Занятие 6

Массивы одномерные и двумерные

  • Расширение понятия массив. Многомерные массивы и вложенные циклы.
  • Упражнения – чтение и разработка программ с массивами.

Занятие 7

Подведение промежуточных итогов первой половины курса.

Занятие 8

Понятие подпрограммы. Использование стандартных функций и процедур

  • Подалгоритм, подпрограмма. Формальные параметры и фактические аргументы.
  • Процедуры и функции, особенности их вызова. Синтаксис процедуры и функции – примеры.
  • Понятие о библиотеках стандартных подпрограмм. Повторение: получение справочной информации.
  • Упражнения на использование математических функций.
  • Проверочная работа по теме «Массивы».

Занятие 9

Интерфейс программы. Работа со строками

  • Понятие пользовательского интерфейса, роль строковых и символьных данных в его организации.
  • Стандартные подпрограммы для работы со строками, строка как массив символов: эксперименты, упражнения.

Занятие 10

Компьютерное моделирование

  • Повторение: понятие модели, цели компьютерного моделирования, примеры.
  • Компьютерный эксперимент. Случайные числа, их генерация и применение.
  • Массив как модель совокупности данных.
  • Упражнения на разработку программ-моделей и простых игровых программ.

Занятие 11

Этапы разработки программы

  • Этапы разработки программного продукта.
  • Разработка программ разных уровней сложности с самостоятельной разработкой алгоритма, выбором структуры данных, планированием интерфейса.

Занятие 12

Практикум: подготовка к экзамену

  • Систематизация и обобщение пройденного.
  • Упражнения – разработка программ с применением различных алгоритмических структур, массивов, стандартных подпрограмм.

Занятие 13

Экзамен

  • Итоговая проверочная работа по вариантам.
  • Обзор профессий, связанных с программированием, и возможных траекторий обучения.

Занятие 14

Подведение итогов курса.

Рекомендуемая литература

Задачник по программированиюОбложка 607
Книга на Ozon.ru 
Юркин А.Г.
Издательство: Питер, 2002 г. Мягкая обложка, 192 стр.
ISBN: 5-318-00399-0

Автор этой книги уверен, что практическое решение разнообразных по содержанию задач даст в обретении программистских навыков гораздо больший эффект, чем только лекционный курс и изучение многочисленных учебников, - нельзя научиться плавать в сухом бассейне. При формировании материала для задачника проработан не один десяток сборников и учебников. Из них по крупицам отобраны наиболее интересные формулировки; многие задачи являются оригинальными и родились в длительных дискуссиях с коллегами. В списке литературы приведены книги, использованные при подготовке сборника. Они могут быть полезны не только как источник дополнительных задач, но и иметь самостоятельное практическое значение, так как многие из них содержат хороший материал по технологии программирования.


Visual Basic в задачах и примерахОбложка 606

Сафронов И.К.
Издательство: BHV 2008 год, 400 стр.
ISBN: 978-5-94157-495-7

В книге рассмотрены возможности языка Visual Basic на основе авторских задач и примеров. Описывается история языков семейства Basic, применение Visual Basic к реализации линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов, работа с подпрограммами и файлами, мультимедийные возможности языка при оформлении созданных приложений, написание простых игр. Каждая из рассматриваемых тем предваряется коротким теоретическим вступлением, поясняющим приведенные примеры и задачи. В конце книги дан справочник по языку и решения избранных задач. Для учащихся 8—11 классов, студентов первых курсов и пре-подавателей школ и вузов