Общая информация
АИШ 10 лет Бронирование О программе Схема обучения Программа обучения Стоимость обучения Преподаватели Новости и успехи Дни открытых дверей Работы слушателей О филиале АИШ Летняя школа
Обучающимся
Расписание занятий Списки групп и оценки Поиск школьника
Внеучебная жизнь
Олимпиады Политех-квест КРОСС И3 Курс для родителей Small Basic - клуб Битва роботов
Обратная связь
Форум Как нас найти Контакты

Дни открытых дверей Академии информатики для школьников — 10 января (Среда) в 19:00 Аудитория №148
17 января,

Печать

Информатика. Начала алгоритмизации и программирования

( Информатика. Начала алгоритмизации и программирования )

Продолжительность обучения: 17 ак.ч. лекции очно + 31 ак.ч. практики очно + 24 ак.ч. самостоятельно
График обучения: 72 академических часа

Преподаватели

Аннотация

Цель первого  семестра специализации «Разработка программного обеспечения» – дать школьнику необходимые для дальнейшего обучения теоретические знания и познакомить их с процессом программирования.

Обучение начинается с осмысления понятия «информация»: для того, чтобы писать программы, работающие с информацией, необходимо знать, как она представляется в памяти компьютера, как оценить её объём, какие действия можно с ней выполнять. Ученики овладевают азами математической логики, учатся решать логические задачи. Эта часть семестра насыщена задачами и упражнениями. Её материал охватывает разделы  «Информация и её кодирование» и «Основы логики» программы ЕГЭ по информатике.

Вторая часть семестра  - это уже непосредственно программирование. Школьники знакомятся с понятием «алгоритм», учатся читать и выполнять алгоритмы, описанные в различных формах, разрабатывать собственные алгоритмы. Они осваивают среду программирования Visual Basic Net, пишут первые программы, работающие с данными различных типов, учатся их тестировать и отлаживать, правильно оформлять. Приобретённые навыки анализа условий задачи, их формализации, будут востребованы не только в ходе обучения программированию, но и при решении задач по физике, математике, экономике.

Итогом семестра является выполнение индивидуального практического задания.

Программное обеспечение курса

- Операционная система MS Windows Windows 8 (русская версия)
- Система программирования Microsoft Visual Studio Net 2008
- Пакет программ MS Office 2010 (русская версия)

Знания и умения, полученные в результате обучения

В результате обучения учащиеся получат знания и умения в следующих областях:

Теоретическая информатика
- Информация. Способы её измерения.
- Формы представления информации, способы их кодирования для размещения в памяти компьютера
- Системы счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы.
- Основы двоичной арифметики.
- Логические операции, логические выражения. Построение таблиц истинности.

Алгоритмизация
- Понятия алгоритма и программы.
- Способы записи алгоритмов.
- Исполнение алгоритма.

Технология программирования
- Этапы создания компьютерной программы.
- Математическая модель.
- Составление алгоритма.
- Запись алгоритма на языке программирования. Компиляция.
- Отладка и тестирование программы.
- Документирование программы.

Изучение языка VB.NET
- Основы работы в среде VB.NET
- Простые типы данных.
- Понятие переменной. Оператор присваивания.
- Операторы ввода/вывода.
- Условные операторы.

Требования к начальному уровню знаний

  1. Вступительное тестирование по ОС Windows (см. подробнее).
  2. Возрастное ограничение: с сер. 7 - 8 класса школы.

Курс ориентирован на учащихся, имеющих базовые навыки работы на персональном компьютере в среде операционной системы семейства Windows, обладающих начальными знаниями о строении вычислительной техники, аппаратного и программного обеспечения персональных компьютеров. Для оформления работ, участия в конференциях и конкурсах потребуется умение работать с MS Office (Word, Excel, Power Point).

Предполагается наличие математической культуры, позволяющее осмысливать постановку задачи, уверенно манипулировать с числами и формулами.

Курс не привязан к определённым разделам школьной программы – содержание заданий подбирается с учётом уровня знаний учащегося.

Программа курса

Занятие 1

Введение
- Содержание семестра, его место в курсе, организация занятий.

Понятие информации и измерение ее объема
- Понятие информации. Формы представления информации.
- Действия с информацией.
- Единицы измерения количества информации.
- Формула Хартли.
- Практикум по решению  задач.

Занятие 2

Измерение количества информации (продолжение)
- Алфавитный и вероятностный способы измерения информации.
- Решение задач.
- Самостоятельная работа.

Представление информации в различных формах в памяти ЭВМ
- Понятие кодирования.
- Способы кодирования текстовой, графической, звуковой информации.

Занятие 3

Системы счисления
- Системы счисления: позиционный принцип, понятие основания.
- Десятичная, двоичная, шестнадцатеричная, восьмеричная системы исчисления.
- Области применения.
- Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
- Практикум по решению  задач.

Занятие 4

Системы счисления (продолжение)
- Сложение и умножение в разных системах счисления.
- Практикум по задачам на системы счисления.
- Самостоятельная работа.

Представление информации в различных формах в памяти ЭВМ (продолжение)
- Хранение информации.
- Понятие носителя информации. 
- Представление числовой, текстовой, графической информации.
- Кодировка ASCII.
- Практикум по решению  задач.

Занятие 5

Основы математической логики
- Основные понятия математической логики.
- Основные логические операции.
- Построение таблиц истинности.
- Практикум по решению  задач.

Занятие 6

Основы математической логики (продолжение)
- Законы алгебры логики.
- Преобразование и упрощение логических выражений.
- Решение логических задач.
- Самостоятельная работа.

Занятие 7

Алгоритмы и программы
- Понятие алгоритма.
- Свойства алгоритма.
- Способы записи алгоритма.
- Исполнение алгоритма.
- Решение задач.

Занятие 8

Алгоритмы и программы (продолжение)
- Решение задач.
- Самостоятельная работа на исполнение алгоритмов, описанных в различных формах.

Процесс программирования. Среда программирования VB NET
- Этапы разработки программы: постановка задачи, разработка алгоритма, ввод текста программы, отладка, документирование.
- Знакомство со средой программирования VB NET, создание первой программы.

Занятие 9

Среда программирования VB NET (продолжение)
- Интерфейс программы VB NET.
- Последовательность действий при разработке программы.

Типы данных. Программирование линейных алгоритмов
- Типы данных в VB, действия с данными различных типов.
- Оператор объявления данных.
- Понятие линейного алгоритма.
- Операторы ввода, вывода, присваивания.

Занятие 10

Программирование линейных алгоритмов  (продолжение)
- Упражнения.
- Самостоятельная работа.

Программирование разветвлённых алгоритмов
- Условный оператор, его виды.
- Примеры программирования.
- Выбор типа условного оператора.
- Понятие «Защиты от дурака».

Занятие 11

Программирование разветвлённых алгоритмов
- Логические операции, их применение при формулировке условий.
- Вложенные условные операторы.
- Самостоятельная работа.

Занятие 12. Экзамен: защита курсового проекта

&g

Рекомендуемая литература

Задачник по программированиюОбложка 607
Книга на Ozon.ru 
Юркин А.Г.
Издательство: Питер, 2002 г. Мягкая обложка, 192 стр.
ISBN: 5-318-00399-0

Автор этой книги уверен, что практическое решение разнообразных по содержанию задач даст в обретении программистских навыков гораздо больший эффект, чем только лекционный курс и изучение многочисленных учебников, - нельзя научиться плавать в сухом бассейне. При формировании материала для задачника проработан не один десяток сборников и учебников. Из них по крупицам отобраны наиболее интересные формулировки; многие задачи являются оригинальными и родились в длительных дискуссиях с коллегами. В списке литературы приведены книги, использованные при подготовке сборника. Они могут быть полезны не только как источник дополнительных задач, но и иметь самостоятельное практическое значение, так как многие из них содержат хороший материал по технологии программирования.


Visual Basic в задачах и примерахОбложка 606

Сафронов И.К.
Издательство: BHV 2008 год, 400 стр.
ISBN: 978-5-94157-495-7

В книге рассмотрены возможности языка Visual Basic на основе авторских задач и примеров. Описывается история языков семейства Basic, применение Visual Basic к реализации линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов, работа с подпрограммами и файлами, мультимедийные возможности языка при оформлении созданных приложений, написание простых игр. Каждая из рассматриваемых тем предваряется коротким теоретическим вступлением, поясняющим приведенные примеры и задачи. В конце книги дан справочник по языку и решения избранных задач. Для учащихся 8—11 классов, студентов первых курсов и пре-подавателей школ и вузов