Общая информация
АИШ 10 лет Бронирование О программе Схема обучения Программа обучения Стоимость обучения Преподаватели Новости и успехи Дни открытых дверей Работы слушателей О филиале АИШ Летняя школа
Обучающимся
Расписание занятий Списки групп и оценки Поиск школьника
Внеучебная жизнь
Олимпиады Политех-квест КРОСС И3 Курс для родителей Small Basic - клуб Битва роботов
Обратная связь
Форум Как нас найти Контакты

Дни открытых дверей Академии информатики для школьников — 10 января (Среда) в 19:00 Аудитория №148
17 января,

Печать

Семестр 1. Начала алгоритмизации и программирования

( Начала алгоритмизации и программирования )

Продолжительность обучения: 28 ак.ч. лекции очно + 28 ак.ч. практики очно + 22 ак.ч. самостоятельно
График обучения: 78 академических часов

Преподаватели

Аннотация

Когда Дерек Брин, известный разработчик образовательных программ, автор культовой книги "Scratch For Kids", встречается со школьниками, он в начале занятия выводит детей из компьютерного класса, и обсуждает с ними задачу вне среды программирования – «чтобы они думали, прежде чем писать».

То, что школьники называют программированием – ввод текста программы на том или ином языке программирования, - в действительности является лишь частью процесса разработки программы. Она называется «кодирование». И бессмысленно осваивать кодирование, не овладев предшествующими этапами разработки программы – постановкой задачи и алгоритмизацией.

Целью семестра является знакомство с понятиями «данные», «алгоритм», «программа», получение опыта разработки программы в конкретной среде программирования. В ходе обучения школьники осваивают основы алгоритмизации, учатся формально описывать постановку задачи и планировать  информационный процесс. Они знакомятся с этапами разработки программного приложения и постепенно их осваивают. Используемый язык программирования – Visual Basic Net. Его выбор обусловлен, с одной стороны, возможностью быстро создавать программы, с другой – возможностью опробовать на этом языке различные парадигмы программирования: императивное, структурное, процедурное.

Дальнейшее развитие навыков программирования, овладение сложными структурами данных и классическими алгоритмами, накопление опыта разработки программ – на следующих семестрах.

Знания и умения, полученные в результате обучения

Знания и представления

  • Программа как информационный процесс
  • Этапы разработки программы.
  • Данные, их типы.
  • Понятие алгоритма, свойства алгоритмов.
  • Способы записи алгоритмов.
  • Языки программирования, их многообразие.
  • Среды программирования. Технология программирования.
  • Язык Visual Basic в среде Visual Studio: особенности, возможности.
  • Основные алгоритмические конструкции (линейная последовательность действий, ветвление, цикл), соответствие между ними и операторами языка Visual Basic.

Умения и навыки

  • Анализ и формализация условия задачи.
  • Планирование данных в программе: выделение входных и выходных данных, выбор типов данных.
  • Понимание алгоритмов, описанных разными способами (словесное описание, блок-схема, псевдокод, текст программы).
  • Исполнение алгоритма с помощью таблицы значений.
  • Разработка алгоритмов, содержащих ввод и вывод данных, присваивания, ветвления, циклы.
  • Создание программы в среде программирования Visual Studio (создание проекта, ввод текста программы, устранение синтаксических ошибок, выполнение, простейшие приёмы отладки).
  • Уверенное использование операторов VB для реализации линейных и разветвлённых алгоритмов.

Требования к начальному уровню знаний

Вступительные испытания

  • Письменное практическое задание на основы математической культуры, системы счисления и алгебру логики (Вступительный тес №ВПТ-530)
  • Вступительное тестирование по ОС Windows (Вступительный тест №ВКТ-502.01).
  • Возрастное ограничение: с 8 класса школы
  • Обязательны знание теоритической информатики в объеме программы семестра "Информатика" направления "Базовая подготовка"

Для успешной сдачи теста №ВПТ-530 необходимо обладать следующими знаниями:

  • Знания курса математики за 7 классов общеобразовательной школы/
  • Общие принципы организации и работы ЭВМ. Арифметические и логические операции. Представление информации в памяти компьютера.
  • Умение анализировать и формализовать постановку задачи.
  • Умение решать задачу в общем виде, строить математическую модель.

По результатам выполнения практического задания необходимо набрать не менее 55 баллов. Для сдачи теста предоставляется 1 попытка.

Для успешной сдачи теста №ВКТ-502.01 необходимо обладать следующими знаниями:

  1. Раскладка клавиатуры. Переключение языка.
  2. Работа с мышью в MS Windows: указатели и типы операций.
  3. Интерфейс MS Windows. Основные элементы.
  4. Запуск, завершение приложений, переключение между ними.
  5. Операции с пиктограммами. Виды пиктограмм.
  6. Типы меню и команд. Способы выполнения команд.
  7. Завершение работы с MS Windows. Перезагрузка системы.
  8. Открытие и сохранение документов
  9. Буфер Обмена. Копирование и перемещение данных через Буфер Обмена.
  10. Ярлыки: определение, виды, способы создания, операции.
  11. Приложение "Компьютер": переход на нужный диск и в нужную папку; режимы просмотра; создание и переименование папок; выделение, копирование, перемещение и удаление объектов; отмена последнего действия; изменение свойств и установка параметров.
  12. Поиск файлов и папок.
  13. Панель задач: назначение
  14. Рабочий стол: назначение. Упорядочение окон и пиктограмм.

По результатам прохождения компьютерного теста необходимо набрать 45 или более процентов правильных ответов.

Программа курса

Занятие 1

Что такое «программа»?

  • Программа как вид информационной модели.
  • Программа как информационный процесс.
  • Понятия «Данные» и «Алгоритм».
  • Упражнения – работа с различными видами информационных моделей, их анализ.

Занятие 2

Алгоритмы и формы их записи.

  • Алгоритм: исполнитель, система команд.
  • Свойства алгоритмов.
  • Формы записи алгоритмов (словесный, блок-схема, псевдокод).
  • Упражнения – исполнение алгоритмов, перевод алгоритма в другую форму записи.

Занятие 3

Алгоритм и программа.

  • Проверочная работа – чтение и запись алгоритмов.
  • Языки программирования.
  • Среды программирования.
  • Знакомство с MS Visual Studio.

Занятие 4

Типы данных. Простейшие действия с данными.

  • Типы данных, их классификация.
  • Числовые типы данных.
  • Описание данных в алгоритме при разных формах его записи.
  • Оператор объявления данных.
  • Операторы ввода, вывода, присваивания.

Занятие 5

Линейные алгоритмы, их программирование.

  • Понятие линейного алгоритма.
  • Входные, выходные, промежуточные данные.
  • Упражнения – разработка и программирование линейных алгоритмов разной сложности.

Занятие 6

Разветвлённые алгоритмы.

  • Проверочная работа – программирование линейных алгоритмов.
  • Примеры ситуаций, приводящих к разветвлению алгоритма.
  • Реализация ветвления в блок-схеме и в псевдокоде (пока без вложений).
  • Условный оператор в VB.
  • Упражнения – разработка и программирование простых разветвлённых алгоритмов.

Занятие 7

Подведение итогов первой половины курса.

Занятие 8

Сложные и вложенные ветвления. Простейшие инструменты отладки.

  • Взаимоисключающие условия и вложенные условия.
  • Вложенные условные операторы.
  • Знакомство с простейшими инструментами отладки – точка останова, пошаговое выполнение программы.
  • Упражнения – разработка и отладка программ с условными операторами.

Занятие 9

Логические данные, логические операции.

  • Повторение: высказывания, логические операции, логические выражения.
  • Логические операции в VB, их применение для формулировки сложных условий.
  • Логический тип данных.
  • Упражнения – разработка программ, реализующих линейные и разветвлённые алгоритмы.

Занятие 10

Символы и строки.

  • Нечисловые данные: примеры, назначение.
  • Понятие интерфейса программы.
  • Символьные и строковые данные.
  • Упражнения – программные эксперименты с символами и строками.
  • Проверочная работа – разработка программы, реализующей линейные и разветвлённые программы с удобным для пользователя интерфейсом.

Занятие 11

Циклические алгоритмы.

  • Примеры ситуаций, моделируемых циклами.
  • Циклы с условием, их реализация в блок-схеме и на псевдокоде.
  • Операторы Do, Loop, While, Until – краткое знакомство.
  • Цикл с параметром, его описание в блок-схеме и на псевдокоде.
  • Упражнения – исполнение алгоритмов, содержащих циклы, с помощью таблицы значений; эксперименты с операторами циклов.

Занятие 12

Критерии качества программы.

  • Критерии качества программы.
  • Упражнения – разработка программ, реализующих линейные и разветвлённые алгоритмы, с акцентом на качество кода.
  • Повторение, подготовка к экзамену.

Занятие 13

Экзамен.

Занятие 14

Подведение итогов курса.