Общая информация
АИШ 10 лет Бронирование О программе Схема обучения Программа обучения Стоимость обучения Преподаватели Новости и успехи Дни открытых дверей Работы слушателей О филиале АИШ Летняя школа
Обучающимся
Расписание занятий Списки групп и оценки Поиск школьника
Внеучебная жизнь
Олимпиады Политех-квест КРОСС И3 Курс для родителей Small Basic - клуб Битва роботов
Обратная связь
Форум Как нас найти Контакты

Дни открытых дверей Академии информатики для школьников — 15 декабря (Пятница) в 19:00 Аудитория №102
10 января, 17 января,

Печать

Семестр 3. Информационное моделирование

( Информационное моделирование )

Продолжительность обучения: 12 ак.ч. лекции очно + 14 ак.ч. практики очно + 13 ак.ч. самостоятельно
График обучения: 26 академических часов

Преподаватели

Аннотация

План эвакуации при пожаре, формула закона всемирного тяготения, школьный дневник, карта Петербурга, план сочинения, график изменения курса доллара – что объединяет столь разнородные объекты? Всё это – информационные модели. А модель – это то, что описывает какой-то реальный объект и заменяет его при принятии решений. Очень полезная вещь. Но вот беда – далеко не все умеют работать с информационными моделями. А умеющих строить такие модели совсем мало. Между тем, информационное моделирование – дело очень увлекательное, и некоторые его виды легко осваиваются даже ребёнком 10-12 лет.

В данном курсе ребята, уже овладевшие навыками работы на компьютере, учатся работать с готовыми информационными моделями и создавать собственные – как с помощью компьютера, так и без него. Их программными инструментами будут текстовый редактор, векторный графический редактор, табличный процессор и язык программирования Small Basic.

Знания и умения, полученные в результате обучения

В результате обучения учащиеся узнают:

  • Термины «модель», «информационная технология», «информационная система».
  • Основные виды информационных моделей (структурированный текст, изображение,  схема, карта, таблица, диаграмма, граф, дерево, формула, программа) и их назначение.
  • Понятия «алгоритм» и «программа», их взаимосвязь.

В ходе обучения вырабатываются следующие навыки:

  • Анализ и формализация постановки задачи.
  • Умение работать с типовыми информационными моделями с помощью компьютера (работа с электронными картами, таблицами, с расчётными программами, ориентация на сайте).
  • Умение строить информационные модели с помощью компьютера (таблицы, схемы, структурированный текст).
  • Умение строить и применять информационные модели без компьютера (дерево, граф).
  • Начальные навыки разработки программ (программирование расчётов, построения изображений, движения).

Требования к начальному уровню знаний

Курс ориентирован на учащихся 5-7 классов, имеющих базовые навыки работы с компьютером: запуск программ, навигация в файловой системе, операции с файлами, начальные навыки работы с текстовым редактором, с интернет-браузером.

  • Собеседование с преподавателем (по предварительной записи через деканат или на ДОД).
  • Ограничение по возрасту: с 5 класса школы.

Программа курса

Занятие 1

Введение

  • Планы на семестр, организация занятий

Модель

  • Виды моделей, примеры информационных моделей
  • Работа с готовыми моделями, оценка их возможностей

Занятие 2

Моделирование пространственного расположения

  • Карта, план, граф
  • Работа с Интернет-картами
  • Системы координат в географии, математике, компьютерной графике
  • Управление движущимся объектом с помощью координат

Занятие 3

Граф, дерево

  • Граф как модель для отображения взаимосвязей
  • Решение задач с помощью графов.
  • Иерархическая структура и способы её моделирования: многоуровневый список, дерево
  • Дерево целей
  • Поиск решения задачи с помощью дерева возможностей

Занятие 4

Структуризация информации

  • Книга, сайт, презентация как информационная модель
  • Анализ примеров структурированных и неструктурированных текстов (интернет-сайтов)
  • План сочинения как модель
  • Постепенная конкретизация плана

Проверочная работа

Занятие 5

Таблица

  • Таблица как информационная модель
  • Связь таблиц с другими видами моделей
  • Эксперименты с электронными таблицами

Формула

  • Понятие формулы
  • Формула как математическая модель
  • Применение формул в электронных таблицах
  • Построение расчётных таблиц для решения задач школьной программы

Занятие 6

Формальное и неформальное

  • Формальная и неформальная постановка задачи
  • Анализ условия задачи (Методы ТРИЗ – теории решения изобретательских задач)
  • Тренинг по борьбе с многословными формулировками
  • Понятие однозначности
  •  Юридический документ как информационная модель

Занятие 7

Командная работа над решением задачи

  • Техника «мозгового штурма»
  • Разбиение задачи на подзадачи
  • Анализ полученного решения

Тренинг – командная олимпиада по информационному моделированию

Занятие 8

Алгоритмы и программы: алгоритм как модель

  • Понятие алгоритма
  • Исполнитель алгоритма, система команд
  • Массовость алгоритма, входные данные
  • Способы описания алгоритмов
  • Примеры алгоритмов в повседневной жизни

Занятие 9

Алгоритмы и программы: программа – алгоритм работы компьютера

  • Компьютер как исполнитель алгоритма
  • Расчётные алгоритмы: ввод, присваивание, выражения, вывод, разветвление
  • Среда программирования Small Basic
  • Программирование расчётных алгоритмов
  • Алгоритмы и программы построения изображений
  • Способы построения изображений: имитация рисования, построение из фигур

Занятие 10

Алгоритмы и программы: цикл

  • Понятие цикла
  • Применение циклов в расчётах и в построении изображений
  • Эксперименты с программами, содержащими циклы – расчётными и графическими

Проверочная работа

Занятие 11

Информационные модели - обобщение

  • Повторение: виды информационных моделей, их взаимосвязь
  • Задания по построению моделей разных видов
  • Дискуссия: страничка в ВКонтакте как информационная модель

Выбор информационной технологии для решения задачи

Занятие 12

Экзамен

  • Тест в системе дистанционного обучения
  • Задание по выбору

Занятие 13

Подведение итогов курса

  • Разбор заданий экзамена
  • Профессии и виды деятельности, связанные с информационными технологиями