+7 (812) 703-02-02 info@hse.spbstu.ru

Введение в информационные технологии (годовая программа)

C 5 класса | 28 занятий | Очно или онлайн

Длительность курса: 84 ак. часа (28 занятий по 2 ак. часа + 28 часов домашней работы)

О чём курс

Цель курса - выработка навыков осознанной навигации в информационном пространстве и эффективной работы с информацией, знакомство с различными видами деятельности в сфере IT, с разными видами информационных моделей, выработка навыков их использования и создания.

Необходимость введения этого курса вызвана стремительно увеличивающимся разрывом между объёмом информационного потока, изливающегося на школьника, и его способностью воспринимать, обрабатывать, запоминать, рационально организовывать эту информацию. Компьютер может стать прекрасным инструментом для работы с информацией, но только при условии, что школьник знает его возможности и умеет их использовать. Компьютер в данном курсе является именно инструментом – он и средство получения информации, и тренажёр для выработки полезных навыков, и источник развивающих игр, и полигон для творческих экспериментов.

План эвакуации при пожаре, формула закона всемирного тяготения, школьный дневник, карта Петербурга, план сочинения, график изменения курса доллара – что объединяет столь разнородные объекты? Всё это – информационные модели. А модель – это то, что описывает какой-то реальный объект и заменяет его при принятии решений. Очень полезная вещь. Но вот беда – далеко не все умеют работать с информационными моделями. А умеющих строить такие модели совсем мало. Между тем, информационное моделирование – дело очень увлекательное, и некоторые его виды легко осваиваются даже ребёнком.

В данном курсе ребята учатся работать с готовыми информационными моделями и создавать собственные – как с помощью компьютера, так и без него. Их программными инструментами будут текстовый редактор, векторный графический редактор, табличный процессор и язык программирования Small Basic.

Чему научим

В результате обучения учащиеся получат знания и умения в следующих областях:
Информация и её свойства

  • Формы представления информации, их достоинства и недостатки.
  • Программы, работающие с информацией в различных формах.
  • Персональный компьютер (ПК) как инструмент для реализации информационных технологий
  • Функциональные части ПК.
  • Правила безопасной работы за компьютером.
  • Представление информации в памяти ПК.
  • Иерархическая организация информации, понятия «диск», «папка», «файл».
  • Основы навигации в файловой системе.
  • Понятия базового и прикладного программного обеспечения.
  • Виды прикладных программ.

Работа с текстовой информацией

  • Понятия «буква», «слово», «текст».
  • Скорочтение, скоропись, упражнения для их развития.
  • Поиск информации в книге: использование оглавлений и указателей.
  • Поиск в электронном тексте.
  • Основные приёмы работы с текстовым редактором.
  • Структуризация текста средствами форматирования.

Работа с числовой информацией

  • Действия с числовой информацией.
  • Математическая модель: понятие, примеры.
  • Создание несложных математических моделей.
  • Понятие алгоритма. Способы записи алгоритмов.

Работа с графической информацией

  • Растровая и векторная графика.
  • Основные приёмы работы с графическим редактором.
  • Связь информации и эмоций.

Информационные ресурсы сети Интернет

  • Структура гипертекста. Использование гиперссылок.
  • Основные приёмы поиска информации.

Хранение информации в памяти человека

  • Краткосрочная и долгосрочная память.
  • Понятие мнемотехники.
  • Упражнения для освоения основных мнемотехнических приёмов.

В результате обучения учащиеся узнают:

  • Термины «модель», «информационная технология», «информационная система».
  • Основные виды информационных моделей (структурированный текст, изображение, схема, карта, таблица, диаграмма, граф, дерево, формула, программа) и их назначение.
  • Понятия «алгоритм» и «программа», их взаимосвязь.

В ходе обучения вырабатываются следующие навыки:

  • Анализ и формализация постановки задачи.
  • Умение работать с типовыми информационными моделями с помощью компьютера (работа с электронными картами, таблицами, с расчётными программами, ориентация на сайте).
  • Умение строить информационные модели с помощью компьютера (таблицы, схемы, структурированный текст).
  • Умение строить и применять информационные модели без компьютера (дерево, граф).
  • Начальные навыки разработки программ (программирование расчётов, построения изображений, движения).

Занятие 1

Введение

  • Информация.
  • Формы её представления.
  • Компьютер – инструмент для работы с информацией.
  • Правила безопасной работы за компьютером.

Занятие 2

Компьютер как инструмент для работы с информацией

  • Функциональные части ПК: процессор, память, устройства ввода и вывода.
  • Связь между внешними устройствами и формами представления информации.
  • Клавиатура – инструмент для ввода текста.
  • Действия с информацией.
  • Примеры информационных процессов.

Занятия 3-4

Представление информации в компьютере

  • Организация памяти компьютера.
  • Представление чисел.
  • Кодирование текстовой и графической информации в виде чисел.
  • Текстовая информация, её восприятие.
  • Скорочтение.

Занятия 5-6

Структуризация информации

  • Понятие структуры.
  • Структура файловой системы.
  • Понятия диск, файл, папка.
  • Перемещения по дискам и папкам, действия с файлами и папками.
  • Поиск в файловой системе.
  • Структура книги.
  • Навигация в книге: оглавления, указатели.
  • Навигация в компьютерном тексте.
  • Форматирование как инструмент структуризации.
  • Общие правила форматирования шрифта и абзаца.

Занятия 7-8

Числовая и графическая информация

  • Число – информация о количестве.
  • Науки о числах: арифметика и математика.
  • Формула – выражение взаимосвязи величин.
  • Практическое применение формул.
  • Знакомство с формулами в электронных таблицах.
  • Графическая информация.
  • Изображение трёхмерного пространства на плоскости.
  • Растровая и векторная графика.
  • Программы для работы с графикой.

Занятие 9

Компьютер – инструмент для творчества

  • Связь эмоций и информации.
  • Синестезия, эксперименты с ней.
  • Понятие творчества.
  • Художественный образ.
  • Компьютер как инструмент художника, писателя, композитора.

Занятие 10-11

Поиск, хранение и измерение информации

  • Компьютер как источник информации.
  • Информационные ресурсы сети Интернет.
  • Поисковые серверы, основные приёмы работы с ними.
  • Внешняя и оперативная память у компьютера, краткосрочная и долгосрочная у человека.
  • Мнемотехника.
  • Мера информации – уменьшение неопределённости.
  • Искусство задавать вопросы.
  • Собственность на информацию.
  • «Размножение» информации и его последствия.

Занятие 12

Программное обеспечение компьютера

  • Базовое, прикладное и инструментальное программное обеспечение. Примеры.
  • Источники программного обеспечения.
  • Этапы разработки программы.

Занятие 13

Промежуточные итоги курса

  • Резюме по первой части курса.
  • Ответы на вопросы.
  • Разбор основных ошибок.

Занятие 14

Повторение пройденного материала

  • Информация.
  • Формы представления информации.
  • Программное обеспечение.
  • Разбор задач и творческих работ.

Занятие 15

Виды и примеры информационных моделей

  • Определение модели.
  • Виды моделей.
  • Примеры информационных моделей разных типов.

Занятие 16-17

Визуальные модели

  • Карта, план, граф.
  • Системы координат, их применение.
  • Элементы теории графов.
  • Поиск пути в графе.
  • Дерево возможностей, дерево целей.
  • Моделирование иерархии.

Занятия 18-19

Текстовые и гипертекстовые информационные модели

  • Понятия текста и гипертекста.
  • Сравнение разных видов вербальных моделей.
  • Необходимость структуризации текста.
  • Многоуровневый список, его создание в MS Word.

Занятие 20-21

Числовые информационные модели

  • Таблица как способ группировки данных по двум критериям одновременно.
  • Числовые таблицы.
  • Моделирование взаимосвязи числовых данных с помощью формулы.
  • Формулы в MS Excel.

Занятия 22-23

Анализ условия задачи

  • Формальное и неформальное.
  • Свойства информационной модели: достоверность, компактность, универсальность, однозначность.
  • Организация работы команды.
  • Распараллеливание работы.
  • Роли в команде.
  • Теория «мозгового штурма», рекомендации по её применению.

Занятия 24-27

Алгоритмы и программы

  • Понятие алгоритма.
  • Исполнитель, система команд исполнителя.
  • Способы описания алгоритмов.
  • Процессор как исполнитель.
  • Программа – алгоритм работы компьютера.
  • Знакомство со средой программирования Small Basic.
  • Оператор присваивания, условный оператор.
  • Способы программирования графики в Small Basic – рисование и сборка.

Занятие 28

  • Итоговый контроль.
  • Подведение итогов курса.

Преподаватели

Стоимость

28 300 ₽

Есть скидки от 10% до 20%. Узнать подробнее...

Как поступить

Для тех, кто еще не учится в АИШ:

  • Вступительное тестирование
Тест № ВКТ-510 Основы компьютерной грамотности (для АИШ)

Тест на владение практическими навыками работы в ОС MS Windows:

  • Проходной балл: 60.
  • Длительность: 60 минут.
  • Количество попыток: 2

Необходимы знания и навыки для успешного прохождения тестирования:

  • Понятия файла
  • Понятие папки
  • Расширение файлов
  • Работа с файловой системой: копирование, удаление, перемещение, поиск, создание файлов и папок
  • Горячие клавиши
  • Работа с оконными приложениями
  • Работа с мышкой
  • Устройство и принцип работы компьютера
  • Операционная система: что это такое, цели и задачи

Как записаться на занятия

Академия информатики для школьников в цифрах

18 лет

успешной работы
в Политехническом университете Петра Великого

16

направлений обучения

83

учебные программы

3 500

школьников
проходят обучение
ежегодно

4

учебные площадки

36

компьютерных классов