+7 (812) 703-02-02 info@hse.spbstu.ru

Семестр 1. Начала алгоритмизации и программирования на языке Python

C 8 класса | 12 занятий | Очно или онлайн

Длительность курса: 78 ак. часов (12 занятий по 4 ак. часа + 30 часов домашней работы)

О чём курс

Когда Дерек Брин, известный разработчик образовательных программ, автор культовой книги "Scratch For Kids", встречается со школьниками, он в начале занятия выводит детей из компьютерного класса, и обсуждает с ними задачу вне среды программирования – «чтобы они думали, прежде чем писать».

То, что школьники называют программированием – ввод текста программы на том или ином языке программирования, - в действительности является лишь частью процесса разработки программы. Она называется «кодирование». И бессмысленно осваивать кодирование, не овладев предшествующими этапами разработки программы – постановкой задачи и алгоритмизацией.

Целью семестра является знакомство с понятиями «данные», «алгоритм», «программа», получение опыта разработки программы в конкретной среде программирования. В ходе обучения школьники осваивают основы алгоритмизации, учатся формально описывать постановку задачи и планировать информационный процесс. Они знакомятся с этапами создания программы и постепенно их осваивают. Используемый язык программирования – Python. Его выбор обусловлен и доступностью языка (открытое мультиплатформенное программное обеспечение с минимальными требованиями к аппаратуре компьютера), и лаконизмом и прозрачностью текста программы, и популярностью языка на ЕГЭ и олимпиадах. Python – язык, на котором работают тысячи профессионалов во всём мире, востребованный на рынке труда.

Дальнейшее развитие навыков программирования, овладение сложными структурами данных и классическими алгоритмами, накопление опыта разработки программ, овладение специфическими сферами применения Python – на следующих семестрах.

Чему научим

Знания и представления:

  • Программа как информационный процесс
  • Этапы разработки программы.
  • Данные, их типы.
  • Понятие алгоритма, свойства алгоритмов.
  • Способы записи алгоритмов.
  • Языки программирования, критерии их выбора.
  • Особенности языка программирования Python.
  • Среды программирования. Технология программирования.
  • IDLE Python: особенности, возможности.
  • Основные алгоритмические конструкции (линейная последовательность действий, ветвление, цикл), их реализация на Python.

Умения и навыки:

  • Анализ и формализация условия задачи.
  • Планирование данных в программе: выделение входных и выходных данных, выбор типов данных.
  • Понимание алгоритмов, описанных разными способами (словесное описание, блок-схема, псевдокод, текст программы).
  • Исполнение алгоритма с помощью таблицы значений.
  • Разработка алгоритмов, содержащих ввод и вывод данных, присваивания, ветвления, циклы.
  • Создание программы в IDLE Python (создание файла, ввод и редактирование текста программы, устранение синтаксических ошибок, выполнение, простейшие приёмы отладки).
  • Уверенное использование Python для реализации линейных и разветвлённых алгоритмов.
  • Работа с числовыми и строковыми данными на Python.

Занятие 1

Что такое «программа»:

  • Программа как вид информационной модели.
  • Программа как информационный процесс.
  • Понятия «Данные» и «Алгоритм».
  • Упражнения – работа с различными видами информационных моделей, их анализ.

Занятие 2

Алгоритмы и формы их записи:

  • Алгоритм: исполнитель, система команд.
  • Свойства алгоритмов.
  • Формы записи алгоритмов (словесный, блок-схема, псевдокод).
  • Упражнения – исполнение алгоритмов, перевод алгоритма в другую форму записи.

Занятие 3

Проверочная работа – чтение и запись алгоритмов.

Алгоритм и программа:

  • Языки программирования. Python – особенности, достоинства.
  • Среды программирования.
  • Знакомство с IDLE Python.

Занятие 4

Типы данных. Простейшие действия с данными:

  • Типы данных, их классификация.
  • Описание данных в алгоритме при разных формах его записи.
  • Числа и строки в Python – эксперименты и выводы.
  • «Утиная типизация», преобразование данных.
  • Операторы ввода, вывода, присваивания.

Занятие 5

Линейные алгоритмы, их программирование:

  • Понятие линейного алгоритма.
  • Входные, выходные, промежуточные данные.
  • Упражнения – разработка и программирование линейных алгоритмов разной сложности.

Занятие 6

Проверочная работа – программирование линейных алгоритмов.

Разветвлённые алгоритмы:

  • Примеры ситуаций, приводящих к разветвлению алгоритма.
  • Реализация ветвления в блок-схеме и в псевдокоде.
  • Условный оператор в Python.
  • Упражнения – разработка и программирование простых разветвлённых алгоритмов.

Занятие 7

Сложные и вложенные ветвления. Простейшие инструменты отладки:

  • Взаимоисключающие условия и вложенные условия.
  • Вложенные условные операторы.
  • Роль отступов в Python
  • Отладка с помощью трассировочной печати.
  • Упражнения – разработка и отладка программ с условными операторами.

Занятие 8

Логические данные, логические операции:

  • Повторение: высказывания, логические операции, логические выражения.
  • Логические операции в Python, их применение для формулировки сложных условий.
  • Логический тип данных.
  • Упражнения – разработка программ, реализующих линейные и разветвлённые алгоритмы.

Занятие 9

Строки. Их роль в организации интерфейса программы:

  • Понятие пользовательского интерфейса. Критерии качества интерфейса.
  • Упражнения – программные эксперименты со строками Python, символьная графика.
  • Упражнения – разработка программ, реализующих линейные и разветвлённые программы с удобным для пользователя интерфейсом.

Занятие 10

Циклические алгоритмы:

  • Примеры ситуаций, моделируемых циклами.
  • Циклы с условием, их реализация в блок-схеме и на псевдокоде.
  • Оператор While – краткое знакомство.
  • Цикл с параметром, его описание в блок-схеме и на псевдокоде.
  • Оператор for, применение его к строке и к диапазону.
  • Упражнения – исполнение алгоритмов, содержащих циклы, с помощью таблицы значений; эксперименты с операторами циклов.

Занятие 11

Критерии качества программы:

  • Прозрачность структуры кода программы на Python.
  • Факторы, влияющие на быстродействие программы.
  • Упражнения – разработка программ, реализующих линейные и разветвлённые алгоритмы, с акцентом на качество кода.
  • Повторение, подготовка к экзамену.

Занятие 12

Итоговое занятие:

  • Экзаменационный тест.
  • Экзаменационное задание.
  • Подведение итогов курса, варианты дальнейшего обучения.

Стоимость

19 400 ₽

Есть скидки от 10% до 20%. Узнать подробнее...

Как поступить

Для тех, кто еще не учится в АИШ:

  • Вступительное тестирование

Для уже обучающихся в АИШ:

  • Информатика - промежуточная аттестация не менее 70 баллов или итоговая оценка не ниже «хорошо»
  • Прикладная информатика - промежуточная аттестация не менее 70 баллов или итоговая оценка не ниже «хорошо»
Тест № ВКТ-530.1 Основы информатики. Математическая культура (для АИШ)

Необходимые знания и умения для успешного прохождения тестирования:

  1. Знания курса математики за 7 классов общеобразовательной школы.
  2. Общие принципы организации и работы ЭВМ. Представление информации в памяти компьютера.
  3. Перевод чисел из одной системы счисления в другие.
  4. Знание основных логических операций.
  5. Вычисление и упрощение логических выражений.
  6. Умение анализировать и формализовать постановку задачи.
  7. Умение решать задачу в общем виде, строить математическую модель.

По результатам выполнения практического задания необходимо набрать не менее 50 баллов для поступления на:

  • Семестр 1. Начала алгоритмизации и программирования на C#
  • Семестр 1. Основы HTML и CSS
  • Семестр 2. Создание сценариев на JavaScript

По результатам выполнения практического задания необходимо набрать не менее 60 баллов для поступления на

  • Семестр 1. Начала алгоритмизации и программирования на Python

Тест № ВКТ-510 Основы компьютерной грамотности (для АИШ)

Тест на владение практическими навыками работы в ОС MS Windows:

  • Проходной балл: 60.
  • Длительность: 60 минут.
  • Количество попыток: 2

Необходимы знания и навыки для успешного прохождения тестирования:

  • Понятия файла
  • Понятие папки
  • Расширение файлов
  • Работа с файловой системой: копирование, удаление, перемещение, поиск, создание файлов и папок
  • Горячие клавиши
  • Работа с оконными приложениями
  • Работа с мышкой
  • Устройство и принцип работы компьютера
  • Операционная система: что это такое, цели и задачи

Как записаться на занятия

Если ребёнок уже обучается

оставьте заявку в Личном кабинете

Если ребёнок ещё не обучается

заполните форму

понедельник 23.01.2023 - 17.04.2023 18:00 - 21:30

Группа
103.21.01
Свободных мест: 8
Аудитория
№234
ул. Обручевых, д.1, вход с ул. Гидротехников
вторник 24.01.2023 - 18.04.2023 18:00 - 21:30

Группа
103.21.02
Свободных мест: 12
Аудитория
№213
ул. Обручевых, д.1, вход с ул. Гидротехников
Преподаватель
Гуляева Елена Ивановна
среда 25.01.2023 - 26.04.2023 18:00 - 21:30

Группа
103.21.03
Свободных мест: 11
Аудитория
№211
ул. Обручевых, д.1, вход с ул. Гидротехников
среда 25.01.2023 - 26.04.2023 18:15 - 21:45

Группа
203.21.01
Свободных мест: 10
Аудитория
№ 326 (филиал АИШ-Светлана)
Светлановская площадь, пр. Энгельса, д. 23
Преподаватель
Яценко Анна Ивановна
четверг 26.01.2023 - 27.04.2023 18:00 - 21:30

Группа
103.21.04
Свободных мест: 10
Аудитория
№213
ул. Обручевых, д.1, вход с ул. Гидротехников
Преподаватель
Гуляева Елена Ивановна
четверг 26.01.2023 - 27.04.2023 18:00 - 21:30

Группа
303.21.02
Свободных мест: 9
Аудитория
№ 408 (филиал АИШ-Полюстрово)
Полюстровский пр. д.14-Б
пятница 27.01.2023 - 21.04.2023 18:00 - 21:30

Группа
503.21.01
Свободных мест: 8
Аудитория
_Онлайн
суббота 28.01.2023 - 22.04.2023 18:00 - 21:30

Группа
103.21.05
Свободных мест: 3
Аудитория
№343
ул. Обручевых, д.1, вход с ул. Гидротехников
воскресенье 29.01.2023 - 23.04.2023 10:00 - 13:30

Группа
503.21.02
Свободных мест: 7
Аудитория
_Онлайн

Выберите группу

Академия информатики для школьников в цифрах

18 лет

успешной работы
в Политехническом университете Петра Великого

16

направлений обучения

83

учебные программы

3 500

школьников
проходят обучение
ежегодно

4

учебные площадки

36

компьютерных классов